Обзор законодательства в сфере информационной безопасности

В первую очередь, говоря о правовой категории «информация», следует отметить ее специфику. Она заключается в повсеместном использовании. Именно поэтому, положения, которые регулируют порядок использования, а также осуществляют защиту информации должны быть включены в законодательство различных отраслей по принадлежности.

Федеральный закон «Об информации»

Основным законодательным актом, который регламентирует использование информации, является Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации».

Это закон регламентирует поведение отношений, которые появляются в результате осуществления прав гражданами на получение, поиск, распространение, передачу и производство информации, применения информационных технологий и при осуществлении защиты информации. Сюда не относятся только те отношения, которые возникают в процессе охраны интеллектуальной собственности, которые приравнены к средствам индивидуализации. Закон об информации провел стандартизацию и с содержательной точки зрения, и с понятийной, правил и принципов регулировки информационных отношений, приблизил законодательство Российской Федерации к международному регулированию данного вопроса, а также устранил существующие прежде пробелы в правовом поле.

Федеральный закон закрепил основные понятия, которые необходимы для работы с информацией, а также статус и ееправовое положение в качестве объекта правоотношений и статус субъектов, которые ее используют. Им также были определены основы регулирования отношений в сфере информации, ее защиты и информационных технологий. Например, принцип свободы получения, производства, поиска, распространения и передачи информации всеми законными способами. Ограничения на доступ к какой-либо информации могут быть установлены исключительно федеральными законами. В тексте данного закона также содержится ряд положений, которые обеспечивают защиту от злоупотребления или недобросовестного использования и распространения данных, в результате чего пользователям буквально навязывается бессмысленная информация.

Информация должна содержать в себе правдивые сведения либо о обладателе, либо о другом лице, которое распространяет ее в том объеме и в той форме, которые достаточны для его идентификации. При этом, при наличии возможностиопределить распространителя, например, электронные сообщения или почтовые отправления, получатель имеет право отказатьсяот этой информации. Федеральным законом установлены основные способы и правила защиты своих прав на информацию и ее самой, благодаря принятию основных программно-технических, организационных и правовых мер.

Закон «О средствах массовой информации»

Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» — это специальный закон, который применяют в отношении СМИ, учрежденных на территории страны. Иностранных СМИ данный закон касается лишь в части распространения продукции на территории Российской Федерации. Граждане других стран, юридические лица, лица без гражданства, наравне с гражданами и организациями России несут обязанности и пользуются правилами, которые предусмотрены данным законом.

В Российской Федерации провозглашена свобода массовой информации относительно неограниченного круга печатных, аудио-, аудиовизуальных и других материалов и сообщений. В качестве средства массовой информации выступает периодическое печатное издание, теле-, видео- и радиопрограмма, кинохроникальная программа и другие формы распространения информации. Вместе с этим, в законе о средствах массовой информации прописаны все понятия, которые могут потребоваться для полного урегулирования правовых отношений, которые связаны с распространением и производством информации.

Законодательством Российской Федерации определен также порядок организации СМИ: учреждение, регистрация, приостановление и прекращение их деятельности. Относительно регистрации также указано, что соучредителем и учредителем средства массовой информации может быть гражданин, организация, объединения граждан, орган государственной власти и местного самоуправления.

Очень подробно в законодательстве Российской Федерации также рассмотрен вопрос распространения информации- определен порядокее выхода в свет, а также те требования, которые предъявляются к выходящим данным. Рассмотрены также вопросы аннулирования и выдачи лицензии на вещание, хранения материалов теле- и радиопередач, а также распространения рекламы. Лицензированием теле- и радиовещания занимается Федеральная комиссия по телерадиовещанию, которая также представляет политику государства по этому вопросу. Законодательством Российской Федерации определены основы взаимоотношений средств массовой информации с организациями и гражданами страны. Закреплены все обязанности и права журналистов.

Сотрудничество государств всего мира в области массовой информации осуществляется на основании договоров, которые были заключены с Российской Федерацией. Соглашения с международными организациями, юридическими лицами и гражданами других государствпозволяет сотрудничатьсо всеми мировыми профессиональными объединениями журналистов и редакций. Граждане России имеют беспрепятственный доступ к материалам и сообщениям зарубежных средств массовой информации.

Нарушение данного законодательства о средствах массовой информации повлечет за собой ответственность распространителей, учредителей, издателей, редакторов, учреждения, государственных органов, общественных организаций и предприятий, авторов, должностных лиц и журналистов распространенных материалов и сообщения. Также предусмотрены и соответствующие основания для полного освобождения от ответственности.

Постановление Правительства РФ«Об утверждении Правил распространения периодических печатных изданий по подписке»

Требования, которые изложены в законе «О средствах массовой информации» конкретизирует постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил распространения периодических печатных изданий по подписке». Последнее меняет порядок регулирования отношений между редакциями, распространителями, издателями и подписчиками, которые вытекают из договора на подписку периодических печатных изделий, включающего порядок оформления, расторжения и изменения документа.

Нормы данного положения устанавливают перед распространителями обязанность предоставления подписчику информации как о наименовании самого издания, так и условиях подписки на него, данные оредакции, а также оместе получения дополнительных сведений, в случае возникновения необходимости.

Издатель, распространитель или редакция могут увеличить цену на подписку, в случае существенного возрастания цены доставки или самого издания, а также стоимости услуг, которые осуществляют третьи лица.  При этом подписчику может быть предложено доплатить разницу, в том случае, если подобное увеличение цены не было предусмотрено при заключении договора на подписку, либо отказаться в случае несогласия от подписки, правда это будет возможно только после решения суда.

Указанные выше нормативные акты не являются исчерпывающими и регулируют лишь основной массив вырабатываемой информации. Они служат также основой для принятия других нормативных актов, например, на локальном уровне, которые касаются всевозможных отраслей экономики.