Как маршруты бизнес-джетов сливают тайные сделки — Bloomberg

Тем, кто планирует встретиться с инвестором Уорреном Баффеттом, лучше предпочесть перелетам поездку на машине. Ведь за аэропортами уже следят.

В апреле специализирующаяся на биржевой аналитике фирма сообщила своим клиентам, что бизнес-джет Gulfstream V, числящийся за хьюстонской компанией Occidental Petroleum, был замечен в аэропорту Омахи. Эта информация мгновенно породила домыслы о том, что топ-менеджеры Occidental обсуждают с принадлежащей Баффетту инвестиционной компанией Berkshire Hathaway возможность получения финансовой поддержки их $38-миллиардной сделки по покупке конкурента Anadarko Petroleum. Два дня спустя Баффетт заявил о намерении инвестировать в Occidental $10 млрд.

Если есть самолет, значит, есть и информация о том, куда он летал. Несколько контор, специализирующихся на так называемых альтернативных данных, пристально следят за частными бизнес-джетами, а потом предоставляют результаты своей работы хедж-фондам и другим инвесторам. Данные о самолете Occidental были получены от фирмы Quandl, которую в декабре этого года приобрела компания NASDAQ.

Есть и свидетельства того, что данные о перемещениях самолетов дают возможность раньше всех узнать о важных для рынка новостях. В 2018 году специалисты из Оксфордского университета и швейцарского Министерства науки и технологий отследили перемещения самолетов, принадлежащих трем дюжинам разных компаний, и обнаружили семь факторов, указывающих на слияния и поглощения.

«Конечно, это не должно быть главным источником информации для инвестора. Но подобные данные могут быть крайне полезными, указав на возможность совершения важной сделки», — говорит Мэттью Смит, один из авторов исследования и сотрудник кафедры компьютерных наук в Оксфорде.

Независимо от того, дают ли они реальные преимущества инвесторам, данные о перемещениях самолетов становятся все более доступными, а это значит, что они могут моментально отражаться и на стоимости акций компаний. В то же время ряд владельцев частных самолетов изо всех сил стараются снова сделать свои перелеты невидимыми для чужих глаз.

Отслеживающие коммерческие маршруты сервисы вроде FlightAware дают любому желающему возможность понаблюдать за тысячами находящихся в воздухе самолетов. Как правило, в основе таких программ лежат первичные данные, которыми располагает федеральное управление гражданской авиации США (ФАА).

Невидимыми остаются около 28 тыс. частных воздушных судов, в числе которых как маленькие одномоторные самолеты, так и гигантские бизнес-джеты для межконтинентальных перелетов. В соответствии с правилами ФАА, владельцы таких транспортных средств могут попросить скрыть информацию об их перемещении.

Но ФАА не единственный источник таких данных. Множество самолетов оснащены технологией автоматического зависимого наблюдения-вещания (АЗН-В), которая передает код транспондера воздушного судна, его позывные, модель, местоположение и скорость. С 1 января 2020 года ФАА будет требовать, чтобы все самолеты, пересекающие воздушное пространство США, были оборудованы АЗН-В. А значит, каждый, у кого есть специальная антенна, сможет собирать данные и наблюдать за перелетами. Кооператив под названием ADS-B Exchange уже сейчас собирает информацию с разных антенн по всему миру и бесплатно выкладывает ее в свободный доступ.

Такие данные могут быть полезны не только хедж-фондам. Dictator Alert отслеживает, как часто самолеты авторитарных лидеров (в основном из стран Ближнего Востока и Африки) оказываются в женевском аэропорту, и публикует эту информацию в Twitter при помощи бота. Сервис основали два журналиста, и у него есть своя собственная АЗН-В-антенна, установленная неподалеку от аэропорта.

В США Национальная ассоциация деловой авиации просит власти усилить меры по блокировке данных о перелетах.

«Бизнесмен не должен пренебрегать правилами безопасности, оказываясь в самолете», — говорит представитель ассоциации Дэн Хаббард.

Вместе с ФАА и участниками авиарынка ассоциация работает над новыми инструментами, которые позволят эффективнее блокировать данные о частных перелетах в эпоху распространения технологии АЗН-В.

«Заявления о том, что это чувствительная или секретная информация, не выдерживают никакой критики, — пишут на сайте ADS-B Exchange. — Любой, у кого есть $100 и возможность купить нужные запчасти на Amazon, может получить к ней доступ».

Базовой информации о перелетах недостаточно для того, чтобы хоть как-то помочь инвесторам. А выяснить, кому именно принадлежит самолет и тем более кто находится на его борту, не так-то просто — воздушные суда часто регистрируются за рубежом и оформляются через подставные компании. Но различные платные сервисы обучают своих сотрудников дотошно копаться в документах, чтобы разузнать, за каким именно бортом стоит пристально следить.

Так что, несмотря на старания ассоциаций, не похоже, что данные о перелетах когда-то снова станут конфиденциальными.

«Технологии отслеживания самолетов крайне доступны и обходятся очень дешево», — объясняет Даэвид Уайт, вице-президент компании Cirium, которая собирает и анализирует данные об авиаперелетах. И даже, если открытые ресурсы начнут скрывать часть данных о передвижениях воздушных судов, у компаний, которые работают на хедж-фонды, вcе равно будет возможность отслеживать активность в аэропортах, которая, в свою очередь, может подсказать, что происходит с той или иной компанией, считает Уайт.

«Это ведь не ядерная физика, тут нет ничего сложного!» — заверяет он.

Источник: rbc.ru

Поделиться новостью

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Оставить комментарий

Вы дожны войти чтобы комментировать.