Информационные угрозы национальной безопасности РФ: источники появления и методы противодействия

В число самых актуальных для российского общества проблем сегодня входит отсутствие ресурсов для эффективного противостояния рискогенным тенденциям, наблюдающимся в современных процессах глобализации. Уровень и количество информационно-коммуникационных технологий в России постоянно растет, либеральные идеи при этом практически не меняются. Многочисленные наблюдения указывают на то, что в наши дни социум больше склонен к положительной оценке авторитарных моделей управления и политики. Это вызывает противоречия между обществом и формирующимся информационным пространством.
Основными факторами, которые угрожают национальной безопасности России, государству в целом и каждому конкретному гражданину, являются внутренние факторы. Здесь следует отметить такие угрозы, как ослабление технологического и научно-технического потенциала государства, массовый отток из страны квалифицированных специалистов, сокращение финансирования научных исследований, ухудшение качества образования. В экономике такими факторами являются: дезорганизация аграрного сектора, серьезное снижение ВВП, инновационной и инвестиционной активности, зависимость экономики от импортных предметов продовольствия, потребления, высоких технологий.
Нестабильность в обществе усугубляют негативные политические процессы. Они также приводят к ослаблению экономической системы и даже ее распаду. Отсутствие так называемого выраженного «среднего класса», сокращение средней продолжительности жизни, демографический кризис — все это усугубляет криминализацию отношений в обществе, угрожая самому существованию социума в России.
Следует отметить, что внутренние источники угроз безопасности государству неотделимы от внешних. Из последних необходимо выделить угрозы, которые исходят от СМИ и информационной сферы в целом. Серьезную опасность вызывают стремления некоторых стран к доминирующим позициям в мировом информационном пространстве, с целью вытеснения России с внутреннего и внешнего информационного рынка, создание концепции так называемых «информационных войн».
При этом нужно обязательно учитывать те опасности, которые несет в себе информационное общество для духовного и культурного развития социума. Оно полно внутренних противоречий: отрицая истину, нравственность, знания, науку, превращая знаки в копии, не имеющие реального оригинала, информационное общество при этом указывает на необходимость постоянной и интенсивной рефлексии социологической деятельности, возрастающую роль теоретического знания. Таким образом, получается, что информационное общество одновременно является обществом знания и концом эпохи Просвещения. Для первого свойственная максимальная эффективность и рационализм, для последнего — иррационализм, переходящий временами в мистику.
Парадокс, являющийся неоспоримым фактом: информационное общество снизило ценность понятия «информация». Все большее количество людей пессимистически настроены по отношению к грядущей эре информации, они не доверяют СМИ, в том числе Интернету. Современные невероятные объемы информации практически исключают возможность проверки их подлинности. Ни один человек не защищен от манипуляций смыслами и дезинформации.
Успешно противостоять внешним угрозам различного информационного давления можно лишь путем развития собственных информационно-коммуникационных технологий и сокращением информационного неравенства. Однако текущая политика государства в сфере информационных технологий и становления информационного социума не является последовательной. Наблюдается преобладание технократического подхода по отношению к информационному социуму. Развитие последнего представляется не социальными, а ограниченными технологическими задачами или решениями.
Но говорить о том, что государство не принимает участия в развитии информационного социума, будет неправильно. На территории РФ сегодня действует более четырех десятков «информационных» федеральных законов, почти две сотни актов правительства и более 80 актов Президента. Принят ряд программ по совершенствованию государственного управления, развитию информационной инфраструктуры. Но все же эти программы характеризуются разрозненностью, плохой скоординированностью. В них также прослеживается технологизированный подход к развитию информационного общества.
Базовыми предпосылками движения к формированию информационного общества в России называют следующие:
• развитие программного обеспечения, средств вычислительной техники, компьютерных и информационных технологий;
• взятие за основу информационно-коммуникационной инфраструктуры России телекоммуникационных систем и сетей;
• развитие информатизации для широкомасштабного использования компьютерных, информационных, коммуникационных технологий во всех сферах политической, социально-экономической и культурной жизни российского общества с целью эффективного удовлетворения его потребностей в информационных услугах и продуктах.
Стремительный рост использования информационно-коммуникационных технологий указывает на уверенное вхождение России в информационный социум. С каждым днем растет рынок сотовых телефонов, персональных компьютеров и периферии. Рынок IP-телефонии ежегодно увеличивается на 15 и более процентов. Темпы развития информационной отрасли достигают нескольких десятков процентов. Однако оптимистичные на первый взгляд цифры роста использования информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении и бизнесе скрывают за собой серьезные проблемы, которые связаны, в первую очередь, с грамотным распределением бюджетных средств, вопросами оптимизации использования услуг информации, качественным обучением сотрудников.
Внедрение ИКТ зачастую опережает возможности их использования. Во многих российских компаниях использование ПК ограничено самыми простыми программами. Между тем, текущие возможности на мировом рынке ПО безграничны. Другими словами, внедрение информационных технологий идет впереди становления новой организационной и управленческой культуры.
Таким образом, внедрение современных ИКТ само по себе не может выступать в качестве гаранта эффективной социальной трансформации или перехода к продуманной информационно-сетевой системе. Успешное развитие информационного социума подразумевает конструктивное взаимодействие государства, общества и бизнеса. На этом пути главными задачами являются:
• рост социальной мобильности;
• усиление политической, экономической, социальной, информационной равномерности общественного национального пространства;
• расширение возможностей образования;
• активизация общественных и государственных институтов в стимулировании и достаточном финансировании социальной сферы;
• переориентация общества и экономики на инновационный вектор развития (с сырьевого).
Становление информационного общества в России неразрывно связано с процессом глобализации, поэтому решать проблемы его формирования нужно в контексте текущих мировых изменений. Стратегия государства должна заключаться в переходе на производство новых ПО и технологий, интеллектуального продукта. Основная задача при этом находится в сфере развития образования, науки, культуры труда, экономических отношений, управления и хозяйствования.
Влияние на формирование новой культуры труда — задача государственной важности. Ее необходимо реализовывать в рамках содействия образованию информационного социума, но не сводить исключительно к нему. Поэтому в основе информационной культуры социума должна лежать экономико-хозяйственная, трудовая культура каждого человека, его гуманистические идеалы и ценности.